Целеполагание. Какой должна быть цель.
Критерии хорошо сформулированного результата.
Хорошо сформулированный результат должен отвечать нескольким критериям. Он:
- позитивно сформулирован;
- контролируется Вами;
- описывается сенсорным языком;
- соответствует контексту;
- подходящего размера;
- экологичен;
- достижим.
Соответствие критериям.
Для того, чтобы проверить, соответствует ли результат заданным критериям, полезно ответить на несколько вопросов
- Позитивно ли сформулирована Ваша цель?
- Контролируется ли она Вами?
- Описана ли она сенсорным языком?
- Соответствует ли она контексту?
- Имеет ли она подходящий размер?
- Экологична ли она, не вредит ли Вам?
- Включает ли она необходимые ресурсы?
Также полезно:
- Исследовать препятствия, которые могут быть на пути движения к цели.
- Сделать привязку к конкретному времени в будущем.
Цель должна быть позитивно сформулирована.
То есть она должна определять, что Вы хотите получить, а не то, от чего Вы хотите избавиться. Один из признаков неправильной формулировки - наличие отрицания. То есть "не курить, не бояться" - это неправильная формулировка. Правильная: "контролировать свои желания, чувствовать себя уверенно".
Причём, отрицание может быть выражено как отрицательной частицей "не", так и словами "отказаться", "прекратить", "бросить", "расстаться", "избегать" и т.п.
Цель должна контролироваться Вами.
Мы не можем контролировать вещи и других людей. Но можем воздействовать на них при помощи нашего поведения.
Поэтому достижение внешней цели ("карьера", "много денег", известность") в первую очередь будет связано с обладанием необходимых внутренних качеств, которые и помогут получить желаемое. Если Вам нужно что-то внешнее - Вы в первую очередь фокусируетесь на создании Вашего эффективного поведения, при помощи которого Вы можете управлять или достигнуть этого "внешнего".
Описывается сенсорным языком.
Цель должна быть описана на уровне сенсорных представлений.
- Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …, и т.д.
Цель должна соответствовать контексту.
Полезность того, что обычно является внутренней целью (состояния, способности, убеждения, паттерны поведения) очень сильно зависит от контекста. То есть агрессивность может быть полезной в спортивных соревнованиях, но мешать в общении в семье. Поэтому стоит определить, в каком контексте или контекстах Вы хотите иметь это состояние, способность, убеждение, а в каких нет.